Государство
Государство
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета , правопорядка,традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства.
1) Презентация с основными понятиями. Источник.
1) Презентация с основными понятиями. Источник.
Теории происхождения государства
Теологическая (
Классовая (К. Маркс , В. И. Ленин ) исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда , появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Договорная (Г. Гроций , Ж.Ж. Руссо , Дж. Локк ) рассматривает государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
Психологическая теория - теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека.
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
Федерация (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой частифедеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Отличительные признакифедеративного государства :
Выделяют три основных формы государственного устройства:
- федерация;
унитарное государство ;- конфедерация.
Федерация (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части
Унитарное государство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Конфедерация -временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей.
Отличительные признаки
Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом и его составными частями, существует также совместное решение по отдельным вопросам;- Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации ;
- Конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта;
- У субъектов федерации есть возможность устанавливать собственное гражданство.
Отличительные признаки унитарного государства :
- Территориальные части не имеют самостоятельности;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;
- Единая конституция на уровне всей страны;
- Наличие единого гражданства.
Политические режимы
Функции
политическая-обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника
экономическая - защита существующего способа производства, регулирование через правовые механизмы взаимоотношений между субъектами рынка, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "
социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.)
идеологическая
Внешние
1.участие в решении глобальных проблем
2.развитие взаимовыгодного сотрудничества
3.отстаивание государственных интересов в между народных отношениях обеспечение национальной безопасности 4.отношениях обеспечение национальной безопасности
Формы правления
Форма правления показывает:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Отличительные признаки монархии
Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;- Монарх юридически безответственен (отстранить
монарха от власти невозможно).
Виды монархий
Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия ,Оман ). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан ).Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, властьмонарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции.Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий.Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютноевето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания ,Марокко ).Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями.Государственное устройство в такоймонархии строится на принциперазделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Отличительные признаки республиканской формы правления
Отличительные признаки республиканской формы правления
- Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (
принцип разделения властей ); Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;- Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
-
- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
- возможно досрочное прекращение полномочий.
-
Президентская республика — государство, в котором наряду спарламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочияглавы государства и главы правительства . Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США,Эквадор ).Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролюпарламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны(Украина, Португалия, Франция).
-
Комментарии
Отправить комментарий