Личность, её социализация и воспитание.






















Человек
– существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.


Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.

Подходы к трактовке личности:

Антропологический. Личность - носитель общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, уподобляется понятию индивида.

Социологический
. Личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений.

Персоналистический. Сущность личности - в ее духовной самостоятельности и уникальности. Личность - результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. Иерархичность - способность человека управлять своими биологическими потребностями. Еще одна характеристика зрелой личности - активная жизненная позиция в любой деятельности, которой он занимается.

Структура личности.

По Фрейду. 
Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.
Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго.


По Джеймсу
Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса:
1. физическую личность
2. социальную личность
3. духовную личность.

Элементы структуры личности (по К. Платонову)
Низший уровень – биологически обусловленная подструктура 
Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека 
Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт 
Высший уровень – направленность личности

Социализация.

Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.
Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Стадии социализации:
  • Первичная социализация (адаптация) 
  • Стадия индивидуализации 
  • Стадия интеграции 
  • Трудовая социализация 
  • Послетрудовая социализация

Воспитание

Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. 
В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность

Проверка знаний:
























Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Многообразие видов деятельности.

Социальная стратификация

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.