Личность, её социализация и воспитание.
Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
Подходы к трактовке личности:
Антропологический. Личность - носитель общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, уподобляется понятию индивида.
Социологический. Личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений.
Социологический. Личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический. Сущность личности - в ее духовной самостоятельности и уникальности. Личность - результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. Иерархичность - способность человека управлять своими биологическими потребностями. Еще одна характеристика зрелой личности - активная жизненная позиция в любой деятельности, которой он занимается.
Структура личности.
По Фрейду.
Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.
Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго.
Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго.
По Джеймсу.
Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса:
1. физическую личность
2. социальную личность
3. духовную личность.
1. физическую личность
2. социальную личность
3. духовную личность.
Элементы структуры личности (по К. Платонову)
Низший уровень – биологически обусловленная подструктура
Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека
Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт
Высший уровень – направленность личности
Социализация.
Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.
Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Стадии социализации:
- Первичная социализация (адаптация)
- Стадия индивидуализации
- Стадия интеграции
- Трудовая социализация
- Послетрудовая социализация
Воспитание
Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.
В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность
Проверка знаний:
Комментарии
Отправить комментарий