Из истории русской философской мысли

1. Русская философская мысль XI - XVIII вв.


Философия в России как самостоятельная область знания начинает формироваться приблизительно к 19 веку, но история философской мысли начинается гораздо раньше, а именно, когда в Киевскую Русь приходят переводы латинских и греческих текстов, написанных Святыми Отцами церкви. Именно тогда русское духовенство предпринимает попытку продолжить богословские и философские труды византийцев и греков. Наиболее яркий пример - киевский митрополит Иларион (XI в.), написавший "Слово о законе и благодати"


Философские искания XIX в.
 П. Я. Чаадаев  -автор знаменитых «Философических писем». Философ полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму. Многие историки считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества — одного из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в. Его основные установки разделяли А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Не менее известен и круг философов и писателей, развивавших идеи славянофильства: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы.
  Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность выдающийся русский философ В. С. Соловьев (1853—1900 гг.). В дальнейшем его взгляды претерпели глубокую эволюцию. Исходным понятием философского учения Соловьева является категория всеединства.
 Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях  Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Основные понятия:
Европоцентризм — характерная философская тенденция и политическая идеология, провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.

Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью.

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.
Культурный тип — самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге “Россия и Европа”. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т. е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы.
Три культуры, олицетворяющие историю:



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Многообразие видов деятельности.

Социальная стратификация

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.